Ровно 30
лет назад, 17 ноября 1970 года, на Луну опустилась
советская межпланетная станция “Луна-17” и
“Луноход-1” проложил по поверхности спутника
Земли первую в истории человечества
“космическую колею”.
По-настоящему серьезное
исследование космического пространства
началось в 60-е годы уходящего столетия, когда
человек впервые побывал в открытом космосе.
Вместе с этим еще более реальной стала мечта о
покорении других планет. Но для ее осуществления
необходимо было решить множество чисто
технических задач. Самой актуальной стала
проблема перемещения “разводчика” по
поверхности планеты. Тогда-то и пришли ученые и
конструкторы к необходимости создания
самоходных аппаратов - “космических
вездеходов”.

НОГИ, НОГИ - КОЛЕСА!
Для постройки
инопланетных транспортных средств были
проанализированы различные способы
передвижения: от шагающих аппаратов в стиле
боевых треножников Герберта Уэллса и
“венерианских” танков до экзотических
“прыгунов”, но самым подходящим оказалось
обыкновенное колесо. К такому выводу, совершенно
независимо друг от друга и практически
одновременно, пришли советские ученые из ВНИИ
“Трансмаш” и американские специалисты из Rand
Corporation, хотя разработка таких специализированных
транспортных средств велась в обстановке
строжайшей секретности.
САМОХОДНЫЙ “ТЕРМОС”
Первый “космический
джип” “Луноход-1” был разработан в ОКБ имени С.
А. Лавочкина в рамках секретной программы
“Исследование Луны и планет Солнечной системы
автоматическими аппаратами”. Он представлял
собой герметичный приборный отсек,
смонтированный на восьмиколесном самоходном
шасси, изготовленном во ВНИИ “Трансмаш”, общим
весом 756 килограммов. Колеса жесткой конструкции
приводились в движение вмонтированным в ступицу
двухскоростным электроприводом. Хотя общая
опорная площадь колес составляла всего 0,25 кв. м, в
условиях лунного притяжения, которое в шесть раз
меньше земного, они должны были обеспечить
достаточную проходимость по лунному грунту.
Наилучшей, из всех предлагавшихся на конкурс,
оказалась подвеска с поперечным расположением
торсионов.
Исследовательская
аппаратура требовала поддержания температуры от
0 до 40 градусов Цельсия. Выдерживать такой
жесткий режим, когда на лунной поверхности минус
150 градусов ночью и плюс 120 днем, было очень
сложно. Поэтому верхняя часть открывающейся
крышки приборного отсека использовалась как
радиатор охлаждения. В качестве испарителя
применялась вода, а в воздушном контуре - азот.
Источником необходимого количества тепла служил
ядерный подогреватель, работающий на изотопах -
революционная по тем временам конструкция. На
нижней части крышки располагалась солнечная
батарея, которая могла поворачиваться под
разными углами, для точного ориентирования на
Солнце. В передней части “космического джипа”
были расположены датчики и телекамеры для
управления движением и фотографирования лунной
поверхности. Эти камеры представляли собой
оптикомеханические сканирующие устройства,
способные непосредственно передавать
изображение

ИЗ КРЫМА ПО ЛУНЕ
Управляло
“Луноходом-1” большое подразделение Центра
дальней космической связи в Крыму. В оперативную
смену входило пять офицеров: водитель лунного
аппарата, который с экрана монитора наблюдал
лунную поверхность, штурман, инженеры, следившие
за работой антенны и бортового оборудования, а
также командир расчета. Вместе с техническими
специалистами и научными консультантами одна
рабочая смена командования “Луноходом”
составляла тридцать человек.
Сложность управления
заключалась в долгом прохождении сигнала. Кроме
того, из-за слишком низкой установки телекамер,
дальность оценки “лунной трассы” составляла
только 8 метров, поэтому скорость движения
“Лунохода” не превышала 140 метров в час. Тем не
менее программа исследований лунной поверхности
была успешно выполнена. Вместо трех расчетных
месяцев “Луноход-1” проработал на Луне десять с
половиной. За это время он проехал по ее
поверхности расстояние в 10 540 метров и исследовал
площадь в 80 000 квадратных метров, а в двадцати
пяти местах были произведены анализы состава
лунного грунта.
АМЕРИКАНСКИЙ ОТВЕТ
Успех российских
исследований поверхности Луны подтолкнул
американцев к ответным действиям. В июле 1971 года
космический корабль “Аполлон-15” доставил на
Луну первый управляемый человеком “космический
джип”, способный перевозить двух космонавтов.
Американский LRV (Lunar Rover Vehicle - Лунное самоходное
транспортное средство) был разработан
авиационным концерном Boeing, а ходовая часть,
электроприводы и система управления созданы
автомобильной корпорацией General Motors. Это был самый
дорогой “автомобиль” “всех времен и народов”.
LRV имел полужесткие
сетчатые металлические колеса. Для улучшения
сцепления с поверхностью, покрытой мягкой
“лунной пылью”, рисунок протектора состоял из
титановых пластин, расположенных “елочкой”.
Подвеска была независимая, с продольным
расположением торсионов. Повороты аппарата
осуществлялись через поворотную трапецию при
помощи электропривода. Диаметр поворота
составлял 3 метра. Электродвигатель каждого
колеса имел мощность 180 Вт, что позволяло
развивать максимальную скоростьдо 13 км/час.
Источником питания служили серебряно-цинковые
аккумуляторы, а их емкости хватало на 65 км пути.
Главным препятствием на
пути американских “лунных гонщиков” стали не
валуны и кратеры, а малая гравитация (в шесть раз
меньше земной). Уже на скорости 9 км/час
затруднялось управление вездеходом, а на
скорости свыше 10 км/час LRV начинал “козлить”
даже на ровной поверхности, хотя его снаряженная
масса составляла 218 кг, ас космонавтами и
собранными образцами грунта достигала 690 кг.
Неоднократно LRV был близок к опрокидыванию,
поэтому максимальную скорость решили ограничить
7 км/час, что позволило немного увеличить радиус
действия. Для дальних поездок LRV был оснащен
системой навигации и связи. Всего на Луне
побывало три американских “космических джипа”,
которые существенно расширили возможности
исследовательских экспедиций и доказали
пригодность формулы полного привода 4х4 даже для
космоса.

НАСЛЕДНИКИ ТРАДИЦИЙ
“Луноход-2”
автоматическая станция “Луна-21” доставила 16
января 1973 года в район кратера Лемонье в Море
Ясности. Конструкция аппарата и общая схема были
подобны его предшественнику, но бортовое
оборудование существенно доработали и улучшили
с учетом опыта первой экспедиции.
Телекамеру системы
управления установили на уровне глаз стоящего
человека, что позволило значительно расширить
сектор обзора “лунной трассы” и увеличить
безопасную максимальную скорость передвижения в
два с половиной раза. Экспедиция продолжалась 125
земных суток. За это время “Луноход-2” преодолел
37 450 метров “пересеченной лунной местности” и
передал на Землю свыше 80 тысяч снимков и другую
ценную информацию.
Был построен и
подготовлен к отправке на Луну еще более
совершенный исследовательский аппарат
“Луноход-3”, но на Луну он так и не попал -
начиналась эпоха космических орбитальных
станций. Однако уже первые лунные экспедиции
доказали необходимость использования такого
вида транспорта при исследовании других
небесных тел.

ЗЕМНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Опыт создания и
эксплуатации “Луноходов” пригодился и на Земле.
Во время ликвидации последствий взрыва на
Чернобыльской АЭС стало ясно, что необходим
аппарат, способный работать в условиях жесткой
радиации.
В кратчайшие сроки
специалисты из ВНИИ “Трансмаш” изготовили на
основе “Лунохода-3” робота, который безотказно
работал в условиях Чернобыля и спас немало
человеческих жизней. Управляли им специалисты из
космического центра, имеющие опыт работы с
аппаратами “Луноход”.
НЕДОСТУПНЫЙ ЭКСПОНАТ
Совершенно неожиданно
сложилась судьба “Лунохода-2”, преждевременно
закончившего свою деятельность и по ряду причин
в целости и сохранности оставленного на Луне.
Долгое время о нем не вспоминали, но, чтобы
поправить свое финансовое положение,
РКА(Российское космическое агентство) выставило
аппарат в 1993 году на... аукционные торги. В
результате он был приобретен за огромные деньги
не серьезной исследовательской организацией, а
состоятельным американским коллекционером,
пожелавшим остаться неизвестным, и стал его
собственностью, хотя и труднодостижимой. Точно
так же с нашей стороны сумма, вырученная от
продажи американцу “Лунохода-2”, стала
коммерческой тайной РКА.